Благодаря специальным диагностическим пробам нейропсихолог или специалист по сенсорной интеграции может определить, есть ли нарушения обработки информации у ребенка и составить конкретный, индивидуальный план развивающих или коррекционных занятий.
Метод сенсорной интеграции был разработан детским неврологом и эрготерапевтом Дж. Айрес в 70-е годы ХХ века в США. В настоящее время метод продолжает развиваться и успешно применяется по всему миру для профилактики и терапии нарушений развития.
Метод основан на представлении о целостной работе нервной системы человека. Один из центральных процессов, который происходит в нервной системе – это прием, обработка и интеграция информации, которая поступает от всех органов чувств. Кроме известных всем пяти органов чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус - существуют еще два. Эти два канала ощущений играют решающую роль в развитии ребенка. Это вестибулярная чувствительность (ощущение равновесия) и проприоцепция (ощущения от мышц и суставов). Вместе с тактильным восприятием (осязание) они создают целостное представление о собственном теле. На основании этого представления человек способен управлять своим поведением адекватно ситуации.
Задержка или нарушение обработки информации от собственного тела приводит к искажению психомоторного и речевого развития. Это становится причиной трудностей в поведении и обучении ребенка: ребенок может быть неловким, недостаточно хорошо владеть собственным телом, иметь задержку в формировании мелкой моторики, речи, избегать одних ощущений и навязчиво воспроизводить другие, быть чрезмерно утомляемым и эмоционально возбудимым.
Метод сенсорной интеграции основан на игровом подходе – для ребенка занятие выглядит, как игра. Занятие проводится в зале со специальным оборудованием для развития всех видов чувствительности и двигательной координации. В зале находятся различные качели, балансиры, подвесы, специальные мячи, спортивное и терапевтическое оборудование. Специалист подбирает те виды активности, которые могут заинтересовать ребенка и одновременно дадут максимальный развивающий и терапевтический эффект. Также специалист дает рекомендации родителям, как оборудовать домашнюю среду и как заниматься дома, чтобы закрепить результаты занятий.
Занятия по методу сенсорной интеграции решают следующие задачи:
-
помощь в регуляции состояния ребенка (активизация, если у ребенка сниженный общий тонус, либо снижение возбудимости, если ребенок склонен к чрезмерному общему возбуждению);
-
стимуляция речевого развития (благодаря активизирующему влиянию вестибулярной системы на речевые зоны);
-
развитие крупной и мелкой моторики, координации, баланса;
-
работа с некоторыми страхами: «пространственными» (например, страх высоты) и связанными с телом (например, страх мыть голову и т.д.);
-
усиление произвольной регуляции деятельности и внимания (способность планировать свои действия и последовательно реализовывать задуманное).
Занятия могут проводиться в течение 30 или 45 минут, индивидуально или в мини-группе.
Рекомендованный курс – 20 занятий.